Форум » "Давай с тобой поговорим..." » Русский шансон и авторская песня. В чем различие? » Ответить

Русский шансон и авторская песня. В чем различие?

ХИМИК: Учтите, дорогие друзья, что этот вопрос не столь прост, как кажется на первый взгляд, он действительно проблемный и поднимался неоднократно. Какой-нибудь невежда скажет: мол, это ж элементарно, шансон - это блатняк и т.д.. Но, с одной стороны, с мнением, что шансон - исключительно блатная песня, приходится сталкиваться все реже: все больше людей утверждают, что шансон - просто песня ОТ ДУШИ, а блатняк типа всяких там Вороваек да Бутырок может оказаться и попсой. С другой стороны, даже если речь и зашла о блатняке, то не следует забывать, что у иных бардов (в частности, Высоцкого, Кима и др.) в репертуаре имеются и блатные песни, а многие шансонье вроде Трофима или Заречного на блатняке не специализируются. Так что блатная тематика - признак явно не определяющий. Нельзя также забывать, что таких исполнителей, как Высоцкий, Розенбаум, Трофим и др., относят то к бардам, то к шансону, да и Новикова называют "уголовным бардом" (а то и просто бардом). Так что можно ли, по-вашему, провести четкую границу между русским шансоном и авторской песней? Если да, то по каким признакам? Кстати, авторскую песню можно заодно и с русским роком сравнить по аналогии (вон Макаревича и Шевчука тоже относят то к рокерам, то к бардам, а последнего вроде даже на Грушинском фестивале как своего принимают).

Ответов - 9

Вика: ХИМИК пишет: Учтите, дорогие друзья, что этот вопрос не столь прост Здравствуй, уважаемый! Тема интересная, но мы её уже пробовали обсуждать, а так как возникла она тогда спонтанно, с обсуждения песни Сергея, то ..... В общем чтобы нам не повторяться, почитай примерно с этого момента и дальше http://berezhok.fastbb.ru/?1-3-0-00000019-000-255-0 А если захочешь возразить или продолжить тему, мы с удовольствием прордолжим.)))))

Моро Мух: Для меня довольно сложно ответить на этот вопрос...ХИМИК пишет: вон Макаревича и Шевчука тоже относят то к рокерам, то к бардам, а последнего вроде даже на Грушинском фестивале как своего принимают). Был я на Груше, когда там пел Шевчук, действительно собиралась толпа, но... Для меня это не показатель, ибо собирались кто- молодые рокеры, тусовщики я считаю, которым до бардовской песни и дела нет. К примеру, недалеко от нашего лагеря стояли молодые парни, которые всю ночь орали песни из репертуара "Сектора Газа". А таких на Груше не мало, как в прочем и приглашенные гости на "гитаре" иногда бывали... Ну , на пример, Михаил Боярский, тогда же вроде бы выступил... ну самый бардовый из всех бардовых А шансон...Я давно занимаюсь коллекционированием (так скажем) песен, поэтому могу сказать, что лет 15-20 назад не было в обиходе этого слова- "шансон", в узком кругу только... с перестройкой начались подвижки, на лидирующие позиции вышли братишки с бритой головой и своими песнями, массовое сознание сдвинулось в этом направлении, стали ходить с бритыми головами и слушать песни о зоне. Но ведь это, по моему мнению не шансон, это приблатненная попса с конкретной тематикой-"мама, я сижу за решеткой, ты одна меня ждешь..." Возьмем Утесова... в начале 30-х гг он спел песни "С одесского кичмана" и "Гоп со смыком", которые потом запретили... Ну у кого повернется язык сказать, что это блатняк? Петр Лещенко и его "Чубчик"? Просто были песни не в "формате" ,как сейчас говорят, по отношению к соцреализму, где пели "и Ленин, такой молодой и юный Октябрь впереди..."и тп. Блатная тематика проникла в сознание нынешнего поколения и люди, слушающие, что им подсовывают СМИ, стали воспринимать, отождествлять шансон и блатную попсу как единое целое, к сожалению.ХИМИК пишет: Так что можно ли, по-вашему, провести четкую границу между русским шансоном и авторской песней? ХИМИК пишет: Кстати, авторскую песню можно заодно и с русским роком сравнить По моему мнению, вообще где либо трудно провести четкую границу... В любом произведении есть Автор, в песне так же, значит Любая песня является по сути таковой, то есть Авторской. Для меня лично- Шансон и Авторская песня--- единое целое, а не два граничащих между собой направления. Повторюсь- "Шансон", а не приблатненная попса. "Бард", "скальд", "боян", "шансонье"- ведь суть у них одна- бродячие певцы. Вот, пожалуй, в кратце МОЕ мнение по этому вопросу...

ХИМИК: Моро Мух пишет: Был я на Груше, когда там пел Шевчук, действительно собиралась толпа, но... Для меня это не показатель, ибо собирались кто- молодые рокеры, тусовщики я считаю, которым до бардовской песни и дела нет А вот с этим не совсем согласен. Я считаю, что Шевчук - своего рода переходное звено между русским роком и авторской песней, бард-рок. Лично мне Шевчук нравится, слушаю его с удовольствием, хотя и не являюсь невесть каким его фанатом. По-моему, он может играть немалую роль в приобщении выросшей на роке молодежи к авторской песне. Пока этой молодежи, может быть, и мало дела до авторской песни, но затем, когда они вырастут, приобретут жизненный опыт, повзрослеют и рок уже не будет их так цеплять, потянутся к настоящим бардам, к чему будут уже подготовлены (ведь слушали они не Билана с Тимати, а качественную музыку, со смыслом, хоть и для людей, которые не нашли себя в этой жизни). Кстати, Шевчук, насколько я знаю, действительно выпустил новый альбом в стиле авторской песни ("Прекрасная любовь" вроде называется; особо хочу отметить песню "Разговор на войне"), да и многие песни с группой "ДДТ", особенно старые (по крайней мере, такие, как "Дождь", "Не стреляй", "Я завтра брошу пить" и им подобные), явно не лишены бардовских элементов. И что касается приглашенного гостя, так Шевчук вроде бы является не просто приглашенным гостем, а лауреатом Грушинского фестиваля (на сайте фестиваля есть такая информация). Это еще раз доказывает, что от авторской песни данный исполнитель не столь уж далек. А со всем остальным, что касается шансона, согласен полностью. Моро Мух пишет: "Шансон", а не приблатненная попса Вот эту фразу хочу отметить особо! Очень верно подмечено! Респект! P.S. Если что не так, извините за корявое изложение.


VarAn: А я вообще не понимаю этого термина "Русский шансон". Просто название одного явления приклеили по ошибке к совершенно другому явлению. Я могу представить, насколько близки другу другу, например, французкий шансон и наша авторская песня. А Русский шансон так же отличается от просто шансона, как Русская рулетка от просто рулетки.

Моро Мух: А для меня и "Русского рока" нет- "Рок" есть, а что такое Русский- не знаю...

ХИМИК: VarAn пишет: А я вообще не понимаю этого термина "Русский шпнсон". Просто название одного явления приклеили по ошибке к вовершенно другому явлению. Я могу представить, насколько близки другу другу, например, французкий шансон и наша авторская песня. А Русский шансон так же отличается от просто шансона, как Русская рулетка от просто рулетки. Если под термином "русский шансон" понимать лишь блатную песню, то, конечно, не соответствует. Но есть также помимо блатняка городской романс. Это - тоже шансон (разве Утесов, Вертинский и др., а из нынешних - Новиков - не шансонье?). Согласитесь, насколько близки наш городской романс и французский шансон, представить можно. Видимо, именно для обозначения городского романса и было заимствовано французское понятие "шансон", а к этому жанру примешалась еще и блатная песня, а впоследствии много чего еще. Вот и получилось такое несоответствие.

Тали: ХИМИК пишет: Видимо, именно для обозначения городского романса и было заимствовано французское понятие "шансон", а к этому жанру примешалась еще и блатная песня, а впоследствии много чего еще. Вот и получилось такое несоответствие. Практически во всем согласна, только хочу добавить. Современная беда в том, что сейчас под словосочетанием "русский шансон" многие понимают именно блатную песню. И получается, что звучащий на Радио Шансон Митяев (в недавнем времени один из любимейших авторов) лично для меня несколько обесценивается. Обидно когда после "Лето - это маленькая жизнь" или "Физики" Третьякова звучит очередная (в лучшем случае) "Таганка". Получается, что после Вертинского, Козина русский шансон настолько снизил планку, что сравнение его с настоящей АП затруднительно.

ХИМИК: Тали пишет: Современная беда в том, что сейчас под словосочетанием "русский шансон" многие понимают именно блатную песню. В целом согласен. Вот только беда в том, что под понятием "Русский шансон" зачастую понимают не просто блатную песню, а ПРИБЛАТНЕННУЮ ПОПСУ в том числе. Попсе стало тесно на своей сцене, и она полезла в шансон. Во многом именно от этого и сложилось негативное отношение многих к шансону. А вот ШАНСОНННЫЙ блатняк - это, по сути, имеет много общего с авторской песней, разве что в среде заключенных. Вот если отделить ПОПСОВЫЙ блатняк ("Воровайки", "Бутырка", Мафик, "Пятилетка" и др.) с его бессмысленными текстами типа "украл-выпил-в тюрьму" и дискотечными аранжировками от ШАНСОННОГО (Круг, Кучин, Звинцов, "Лесоповал" (?) и др.), то отношение к русскому шансону у широких слоев населения, вероятно, изменится к лучшему. А то часто приходится слышать: мол, шансон представляет угрозу национальной безопасности, способствует росту преступности и т. п.. А вы вот послушайте, к примеру, Кучина, так навряд ли вам в тюрьму захочется. Напротив, задумаешься: а стоит ли на это идти? А послушай Вороваек, так подумаешь: а почему бы и нет - а что, прикольно: украл-выпил-в тюрьму! Так что не надо весь блатняк на помойку выкидывать.

Моро Мух: Тали пишет: Получается, что после Вертинского, Козина русский шансон настолько снизил планку, что сравнение его с настоящей АП затруднительно. Абсолютно НЕ Согласен! ШАНСОН не может ни снизить, ни поднять планку...Как сочиняли и пели, так и сочиняют и поют, но...есть определенные, конкретные люди, руководители СМИ, которые исходя из коньюктурных или личных соображений, определяют, что "формат", что не "формат"и диктуют, навязывают стереотипы...На форуме Трофима недавно прошло такое сообщение, как раз в тему...На новогодних выступлениях на РТР Трофим должен был петь "Московскую" песню, сняли с аргументацией- "разжигание межнациональной рОзни" за слова "И дворник- маленький таджик с лопатой по двору кружит", у Розенбаума тогда же должен был пройти новый клип, где есть момент, как жена говорит мужу-"Ни слова о политике." Сняли так же, с мотивировкой, как так- депутат Росси и вдруг отказывается от политики, да еще в год предстоящих выборов... Поставили "Свет" Розенбаума вместо этого клипа... Вот такие дуболомы и определяют планку, что будет "пипл хавать", а что нет....А шансон- он сам по себе, и определяют планку на разных уровнях разные люди, к сожалению и в Бардовском движении, так сказать. Лично сам видел и слышал на Груше человека(не знакомый, просто видел его на прослушивании подряд несколько лет), который дальше первого тура не мог пройти, хотя и голос и игра на гитаре не плохие, и я сам слышал такой диалог с жюри, где сидел, если не ошибаюсь, Вахнюк, не дословно скажу, но близко по смыслу... "А много у тебя своих песен?" Да не очень- штук 30-35. А бывает, что ты долго ничего не можешь написать? Да бывает, конечно... Восторженно-"Наш человек!" А потом как будто прорвало и ты начинаешь писать?! Да, так оно и есть.. НЕ, ну точно, наш человек! Тебе ОБЯЗАТЕЛЬНО надо спеть. Я сейчас напишу записку, подойдешь на "ПЕНЬКИ", скажешь от меня, передашь записку и определишься там... ВСЕ!!! Во второй тур он не прошел- "НАШ ЧЕЛОВЕК". А наш организатор поездок, который на короткой ноге практически со всеми бардами, бегал с одной барышней у которой была ОДНА песня... Пошел я с землячкой, приехавшей первый раз, помочь ей в прослушке, выбрали стол. Откуда, спрашивают. Из Магнитки- отвечаем. Аааа, это вы... и называет фамилию барышни, с которой бегал наш орг. Да нет, фамилия...такая. ААА. В общем прослушали. Я потом спросил, после окончания(были последними)- что скажете? "Слишком хорошо поставленный голос, камерный. Она не консерваторию заканчивала? Не можем пропустить во второй тур. Тут у девочки другой голосок слабенький, но душа чувствовалась..." А протеже нашего орга и в первом туре спела всего ОДНУ песню, и во второй попала, где спела эту же, ОДНУ, песню и стала дипломантом Грушинского фестиваля... К чему я эту бодягу развел? Да все к планкам, которые держат определенные "Держатели", а Шансон, как направление не имеет планок, в прочем как и Авторская песня, так как есть единое целое...



полная версия страницы